«Киберпонедельник» по-русски

Вторая половина января – время с точки зрения продаж далеко не лучшее, поэтому неудивительно, что несколько интернет-магазинов решили подогреть рынок и провести совместную акцию «Киберпонедельник». Название было позаимствовано в США, где «киберпонедельник» был создан как ответ на «черную пятницу» (день в конце ноября, приуроченный ко Дню благодарения, с него начинается сезон предрождественских распродаж в обычных магазинах). В первом в истории российского онлайн-ритейла «киберпонедельнике» приняли участие шесть компаний, входящих в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ): Wikimart, Enter, «Белый ветер Цифровой», «Десятое измерение», «М.Видео» и «Эльдорадо». Акции каждый разрабатывал индивидуально, предлагая скидки от 5% до 75% на весь ассортимент или его часть. Пресс-релиз о начале акции включал обещания «показать покупателям, что в интернете покупать комфортно и безопасно», продавать «Честно. С любовью. Как для себя», не пытаться заработать, а укреплять лояльность клиентов и привлекать новую аудиторию и прочее в таком же духе.

Неужто российские ритейлеры и правда решили отнестись к покупателям с любовью и «не пытаться заработать»? Неужто мир перевернулся? По итогам вчерашнего дня можно сказать, что конец света не произошел и 28 января. Поток жалоб и обвинений в подтасовке и нечистоплотной игре вчера захлестнул соцсети.

Участников акции обвинили в том, что они вводили в заблуждение потребителей, завысив цены накануне акции. В качестве площадки для обсуждения была даже создана группа в Facebook «Киберпонедельник по-русски». Обвинения посыпались преимущественно в адрес компаний «Эльдорадо», Enter и «Белый ветер Цифровой». Так, согласно кэшу из поисковиков, которые изобилуют негативными материалами об акции, ноутбук Samsung 350V5C-A01 в «Эльдорадо» в этом же месяце в рамках другой акции стоил 18 990 рублей, а во время «киберпонедельника» – 18 999 (на 9 рублей дороже), холодильник Samsung RL63GCBIH – 32 199 до и 33 999 рублей после (на 1800 рублей дороже), стиральная машина Candy – 12 189 и 14 449 (на 2260 рублей дороже) и так далее. Enter был пойман, например, на завышении цены телевизора LG 42LM669T – в «киберпонедельник» он стоил 34 356 рублей, тогда как еще 9 января продавался за 33 090. «Белый ветер Цифровой» продавал MacBook Pro 15″ Retina за 93 570 рублей, тогда как десятью днями ранее он стоил 98 490, то есть действительно почти на 5000 дешевле. Однако «перечеркнутая» цена составляла 109 990 рублей, то есть продавец пытался уверить покупателя, что скинул с обычной цены более 15 тысяч. Что касается скидок в 70%, то формально в откровенном обмане ритейлеров не уличишь: такие скидки действительно были, но на товары, которые никто и с такой ценой не купит – вроде чехлов для устаревших моделей телефонов.

Страсти накалялись с каждым новым примером. Вот как комментирует ситуацию пользователь Максим Белоцкий (пунктуация и орфография авторские): «Верните цены в честное русло и сделайте как обещано в рекламе ну хотя бы 20% скидку на все, абсолютно на все товары, и покупатели будут вам доверять, они к вам еще не раз вернуться потом. А настоящей политикой ради сиюминутной наживы вы теряете перспективу, и самое важное, репутацию. Покупатель рано или поздно обнаружит обман! И не нужно сказок про ценообразование, ведя об этом беседу вы только уличаете свою нечестность в отношении тех благодаря кому вы существуете, люди все видят!». Сбивчиво, зато искренне. Крик души, который полностью отражает настроение тех, кто вчера попытался воспользоваться скидками, памятуя о радужных заявлениях ритейлеров и о том, как проходит «киберпонедельник» в США. Ведь даже когда интернет-магазины предлагали реальную, а не нарисованную скидку, она, как правило, была столь ничтожной, что у покупателя все равно оставалось ощущение, что он участвует в каком-то грандиозном обмане.

То, что новая традиция началась со скандала, – это влияние старых традиций. Как заявил один из интернет-ритейлеров в разговоре со Slon: «Боже ж мой! «Эльдорадо» уже лет 8 проводит акции «до 70% на все *, * – не все». А тут кто-то верит в сказку!» Но игроки рынка, не участвовавшие в акции, не спешат осуждать даже осрамившихся вчера коллег, считая, что сам факт пилотного проведения подобной акции – более важное событие, чем отдельные нарекания. «Наверное, фейки бывают, но при этом многие цены действительно ниже, чем обычно, – говорит Дмитрий Шашкин, СЕО Mallstreet. – А сама по себе идея хороша».

Представители провинившихся компаний, надо отдать им должное, как могли, отвечали на претензии. Ирина Цеплинская из «Эльдорадо» даже представила объяснение ситуации: «Увы, не все цены в нашем интернет-магазине eldorado.ru обновились в срок, поэтому мы продлеваем акцию еще на один день и дарим дополнительную возможность воспользоваться специальными скидками в полной мере! Плюс ночью заходите к нам и получайте скидку 10% на весь ассортимент интернет-магазина». И если зайти сейчас на сайт «Эльдорадо», к которому было больше всего претензий вчера, то можно увидеть, что те товары, которые внезапно подорожали перед акцией и вызвали гнев потребителей, теперь продаются с реальными скидками. Та же злосчастная машина Candy, которую в день суперскидок продавали на 2260 рублей дороже, чем раньше, теперь стоит все же дешевле, а именно 10 999 рублей. Тем, кто оформил заказ вчера (например, купил ту же Candy по 14 499), предлагается сегодня связаться с магазином и переоформить заказ.

Можно ли сказать, что «киберпонедельник» был полностью испорчен? Пожалуй, нет. Он был испорчен, но не полностью, хотя бы потому, что были компании, которые никто не уличил в надувательстве, – и довольными остались не только покупатели, но и сами продавцы. Так, Wikimart с радостью сообщил в ответ на запрос Slon, что продажи в «киберпонедельник» возросли по сравнению с обычным днем в 4–5 раз, лидерами продаж стали планшеты и телефоны, некоторые из них продавались в полтора раза дешевле, чем раньше. В «М.Видео» рассказали о росте онлайн-продаж в 2,5 раза. На сайте «Десятого измерения» висит такое сообщение: «ВНИМАНИЕ! Телефонная линия перегружена, оформляйте заказы онлайн. Заявки по «киберпонедельнику» будут обработаны по акционной цене в течение 3–5 дней». С одной стороны, не подготовились к наплыву посетителей, с другой – перед нами явное свидетельство успеха скидочной программы. В общем, «киберпонедельник» по-русски состоялся. Как это часто бывает, наши ритейлеры не учатся на чужих ошибках, а набивают шишки сами. Мы с нетерпением будем ждать следующего «киберпонедельника».

источник: http://slon.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s