СТАРТаперу на заметку

(Аркадий Морейнис рекомендует прочитать книгу Эрика Райса The Lean Startup. )

Важно четко понимать, что идея, которая пришла вам в голову, не доказана и неработоспособна до тех пор, пока ее не проверит рынок. Посему стартаперу нужно как можно быстрее, и затратив минимум средств, понять: будет ли пользоваться спросом то, что он придумал.

Для этого необходимо последовательно ответить на четыре вопроса:

— осознают ли люди потребность, которую вы предлагаете им удовлетворить?

— будут ли пользоваться вашим решением?

— купят ли они решение именно у вас?

— можно ли это рассчитать, запрограммировать?

Чаще всего стартаперы быстро отвечают «да» на три первых вопроса и начинают ожесточенно программировать то, что задумали. Они долго-долго строят звездолет, запускают его на рынок — и обнаруживают: не летит. К этому моменту как раз заканчиваются деньги.

Любой продукт — это набор гипотез, которые надо протестировать. Нужно сделать минимально работоспособный продукт, очень простой. И постепенно эти гипотезы проверять. Вместо навороченного интернет-магазина создайте одну страничку и смотрите, сколько пользователей она вам принесет. Вместо рекламного бюджета в сотни тысяч долларов тратьте на рекламу $10 в день. И наблюдайте, сколько клиентов она к вам приводит.

Известная максима: если тебе не стыдно за первую версию продукта, которую ты выпустил на рынок, значит, ты вышел на рынок слишком поздно. YouTube в своей первой очень простенькой версии — сервис знакомств, где можно было выкладывать видео. Но оказалось, что людям гораздо интереснее не знакомиться, а просто выкладывать видеоролики. Flickr изначально задумывался как ролевая игра, одна из функций — возможность загружать фотографии. Выяснилось, что людей игра не привлекает, им нравится, что можно выкладывать фотографии.

Нужно начинать что-то делать, экспериментировать, затрачивая минимальные деньги. Есть такой сервис Food on the Table. Он автоматически создает для вас меню на всю неделю и список покупок, которые необходимо сделать, чтобы приготовить эту еду. Его можно было начать с ошибки: составить огромную базу рецептов, привлечь шеф-поваров, начать давать рекламу… Но авторы проекта поступили иначе, правильно. Пошли в ближайший супермаркет и попытались найти там первого клиента, который был бы готов платить $9,95 в неделю за их услуги. Нашли. Потом нашли второго, третьего… И только когда поняли, что уже не могут вручную обслуживать накопившихся клиентов, приступили к работе над автоматизацией сервиса. Это классика.

Начинайте приобретать пользователей. Если понимаете, что вы их находите, развивайтесь, если нет, думайте, что в вашем предложении не так. И только после того, как у вас появилась рабочая мини-модель бизнеса, можно идти к инвестору: «Смотрите: для пяти клиентов это работает так. Если мы вложим $1 000 000 для привлечения пользователей, то сможем получить вот такой доход».

Любимые цитаты из книги:

1. «Начинать новый бизнес — все равно что смотреть в лицо смерти. Если ты на это согласен, можешь начинать»

2. «Если через три месяца после начала стартапа ты еще не стал алкоголиком, значит, с тобой что-то не так»

3. «Умирай быстро. Не оставляй проект в состоянии зомби, когда он вроде бы жив, но никуда не двигается. Начинай работать как можно дешевле, заканчивай как можно быстрее»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s